Топ-100

Программы и организация исследований СЭПП

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

Курсовая работа

Студента 3 курса                        заочного отделения

                                                                      (очное, очно-заочное, заочное)

факультет ___________экономики и управления______________

ФИО

(фамилия, имя, отчество)

По дисциплине: Исследование социально-экономических и политических процессов

На тему: Программы и организация исследований СЭПП

Руководитель: ______________________________________________________

                                                            (ученая степень, звание, Ф.И.О.)

________________________________

                                                                            (подпись, фамилия)

 

Защищена                                                                                          Оценка 

«       »                  2018 г.                                                         «                           »

Москва, 2018 г.

Содержание

Введение: 

  1. Процедура исследований
  2. Программа и методы исследований
  3.  Организация социологических и прикладных исследований
  4. Заключение
  5. Список используемой литературы

Введение

Если охватить все методические, технические и процедурные особенности работы социолога, доля приемов исследования, которые бы не встречались в других общественных и даже естественных науках, будет не столь уж велика. Социолог использует наряду со специальными общенаучные методы. Помимо того многие приемы заимствованы из других социальных дисциплин, особенно из экономических, исторических, этнологических, психологических. Он должен владеть приемами статистического анализа, иметь представление о соответствующих разделах математики и статистики. Методология исследования систем управления основывается на разумной организации деятельности руководителей и менеджеров предприятия по рационализации системы управления. Она предполагает определение целей, предмета исследований, границ исследования, выбор средств и методов исследований, средств (ресурсов) и этапов проведения исследовательских работ.

  1. Процедура исследований

Любое исследование представляет собой информационный процесс, состоящий из ряда следующих друг за другом действий. Процесс исследования состоит из последовательности этапов, различных операций и процедур. Содержание действий, осуществляющихся исследователем на каждом этапе, а также особенности его организации зависят от вида исследования (теоретическое, теоретико-прикладное, прикладное). Процедурой исследования обычно называют «последовательность всех операций, общую систему действий и способов организации исследования».

Процедура теоретико-прикладного исследования может быть разделена на четыре основных этапа:

1 этап. Подготовка исследования, период разработки теоретической концепции и программы исследования. Этот этап занимает примерно 30% времени всего исследования.

2 этап. Полевой период, т.е. время на сбор первичных данных и подготовку к их обработке. Примерно 20% времени.

3 этап. Период обработки собранной информации. Около 10% времени.

4 этап. Анализ информации в соответствии с логикой и методологией исследования, а также оформление итоговых отчетов и публикаций. Примерно 40% времени.

На подготовительном этапе исследования разрабатываются программа социологического исследования, в которой предусматривается и отработка всех полевых инструментов, включая пробу методик, и генеральный пилотаж всех процедур. Составляется рабочий план исследования, разрабатывается инструментарий, производится апробация инструмента и процедуры исследования (пилотаж), доработанный инструмент тиражируется, производится подбор и инструктаж (а если необходимо, то и обучение) сборщиков информации.

Очень большое значение на данном этапе имеет пробное (пилотажное) исследование. Его проведение способствует повышению качества исследованияОно является способом проверки обоснованности выдвигаемых гипотез и задач, а также профессионального уровня и методической обработанности инструментария сбора первичной информации. Пробное исследование помогает оценить правильность построения соответствующей модели выборки и внести в нее в случае надобности определенные коррективы; уточнить некоторые характеристики объекта и предмета изучения, обосновать финансовые расходы и сроки всех исследовательских процедур. Большое значение оно имеет и для тренировки сборщиков информации.

Таким образом, пробное исследование можно рассматривать как генеральную репетицию главного исследования, позволяющую сделать первые выводы о том, насколько успешно прошел этап подготовки, каких результатов можно ожидать от его полного осуществления.

На втором этапе производится сбор информации на объектах исследования. Основная нагрузка в этот период ложится на плечи сборщиков информации. От их профессионализма и ответственности во многом зависит качество первичной информации. «Основные требования организации на этом этапе: четкое соблюдение инструкций, контроль доброкачественности исходных данных по мере их поступления, целесообразная система хранения первичной информации.

Контроль доброкачественности материала обеспечивается строгим выполнением инструкций и выборочными проверками действий всех сотрудников: интервьюеров, наблюдателей, кодировщиков. Материал, собранный одним из сотрудников, выборочно проверяется другим, более опытным». Итогом данного этапа является массив первичных документов.

На третьем этапе проводится обработка данных, которая делится на ручную и компьютерную. Вручную осуществляется выбраковка и кодировка.

Первая операция в процессе обработки первичных данных связана с проверкой первичных документов, например, анкет на полноту и точность заполнения. Первичный контроль за полнотой заполнения должен осуществлять сборщик информации, особенно это касается анкет, оставленных на само заполнение респондентов. Однако обработчик обязательно просматривает все первичные документы и производит выбраковку. По мнению М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги из основного массива исключаются опросники, признанные некачественными, если респондент не ответил более чем на 20% вопросов либо на два-три вопроса в социально-демографическом блоке2. Точность заполнения опросника проверяется путем контроля анкет на предмет противоречивых ответов.

Доля установленного брака показывает качество работы сборщиков информации и качество организации исследования. Большой процент брака приводит к дополнительному сбору информации, чтобы пополнить массив первичных документов, а это связано с потерями времени.

После выбраковки производится кодировка первичных документов, т.е. каждому документу присваивается номер, а также кодировка открытых вопросов. Ответы на такие вопросы предварительно выписываются, группируются по смыслу, отмечается частота их повторяемости. Большое количество ответов сводится к нескольким укрупненным группам, которым присваивается числовой код. Напротив каждого ответа на открытый вопрос проставляется код группы, к которой был отнесен данный ответ. Это значительно ускоряет обработку с помощью компьютерной программы.

Компьютерная обработка первичных данных – это математико-статистическое преобразование данных, которое делает их компактными и пригодными для анализа и интерпретации. В процессе компьютерной обработки информация, содержащаяся в первичных документах, переносится в электронную базу данных. Для этих целей используются специальные компьютерные программы. Наибольшее распространение получила программа SPSS (Statistical Package for Social Sciences). Эта программа обеспечивает преобразование данных, расчет базовых статистических показателей корреляций, построение двумерных и объемных графиков, многомерных таблиц сопряженности, осуществление дисперсионного, факторного, кластерного и регрессионного анализа. Качество результатов исследования во многом зависит от того, насколько аккуратно и тщательно проделана работа по формированию базы данных. Полученная база данных позволяет осуществлять статистический (количественный) анализ данных.

На четвертом этапе осуществляется анализ полученной информации, который также зависит от вида исследования. В теоретических исследованиях анализ проводится в соответствии с избранным теоретико-методологическим подходом (например, описание и классификация, типологизация, смысловая интерпретация данных, социальное моделирование, генетический или исторический анализ, экспериментальный анализ (реальный и мысленный эксперименты), системный анализ, функциональный анализ и т.д.). В теоретико-прикладных и прикладных исследованиях производится также статистический анализ, который осуществляется с помощью специальной компьютерной программы.

Завершается исследование оформлением итоговых документов. В теоретико-прикладных исследованиях изложение итогов может осуществляться в виде публикации, монографии, диссертации. В прикладном исследовании итоги излагаются в отчете о результатах исследования. Можно выделить четыре вида отчетных документов прикладного исследования:

  1. Экспресс-отчетготовится в течение двух-трех дней после завершения первого этапа математической обработки собранной информации. Он содержит описание объекта (выборки) и сводные статистические материалы по его важнейшим признакам.
  2. Второй тип итоговых документов – общий отчет, его основное назначение состоит в том, чтобы ответить на вопросы, содержащиеся в программе исследования. В общем отчете приводится эмпирический материал, но главное – этот материал анализируется под углом зрения решения исходных задач и проверки гипотез. Завершают отчет выводы и рекомендации.
  3. Дополнением развернутого отчета может быть еще один вид итоговых документов – аналитическая справка(записка). Это – своеобразное резюме и одновременно путеводитель по отчету, где формулируются важнейшие выводы исследования, приводятся рекомендации. Объем 5–12 страниц.
  4. В отдельных случаях предусматривается аналитический отчет. Поскольку выработка действенных управленческих решений предполагает всестороннее изучение социальной проблемы: ее генезиса, масштабов, спектра допустимых воздействий, социальных последствий тех или иных регулятивных актов и т.д., необходима серьезная, целенаправленная проработка специальной литературы, сбор и анализ статистической информации, консультации с экспертами, вторичный анализ результатов других социологических исследований.

Один из вариантов структуры отчета может выглядеть следующим образом:

Введение, в котором обосновывается актуальность исследования, дается краткая характеристика цели и задач, формулируются гипотезы, приводится обоснование выборки и методов исследования.

В первой главе обосновывается постановка проблемы на фоне существующих теорий, указывается методологическая база исследования, дается определение основных понятий.

Во второй главе приводится характеристика объекта исследования по различным статистическим показателям.

Третья и последующие главы посвящены анализу полученных результатов и проверке гипотез. Каждая глава заканчивается максимальным количеством частных выводов.

Выводы и рекомендации (заключение). В этом разделе кратко излагаются самые значительные результаты исследования, формулируются новые обобщенные выводы.

Библиография содержит алфавитный список источников, которыми исследователь пользовался в ходе написания отчета.

Приложения включают все методические документы исследования (инструментарий, рабочий план исследования и т.д.), а также результаты статистической обработки данных в виде таблиц, графиков, диаграмм 1.

прикладной информационный отчет аналитический

  1. Программа и методы исследований

 

Одним из основных документов, разрабатываемых в целях организации исследования и для реализации функций программирования и планирования, является программа исследования. Программа исследования – «это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки». 2 Она разрабатывается на первом подготовительном этапе исследования.

Программа теоретико-прикладного исследования обычно состоит из трех разделов:

  1. Теоретико-методологическийраздел включает:

– формулировку и обоснование проблемы исследования;

– постановку цели и задач исследования;

– определение объекта и предмета исследования;

– логический анализ основных понятий (интерпретация и операционализация);

– формулировку рабочих гипотез.

  1. Методическийраздел программы включает:

– выбор стратегии исследования (стратегический план исследования);

– обоснование выбора методов сбора, обработки и анализа данных.

  1. Организационный (процедурный)раздел:

– рабочий план исследования (распределение временных, трудовых и финансовых ресурсов);

– вспомогательные документы.

Остановимся на характеристике отдельных элементов программы исследования.

Формулировка и обоснование проблемы исследования. Исходным пунктом всякого исследования является проблемная ситуация. Под проблемной ситуацией, в общем виде, подразумевается противоречие, способы разрешения которого не известны. При этом можно выделить две стороны проблемы: гносеологическую и предметную.

Гносеологическая сторона проблемы связана с противоречием между потребностью в каком-либо знании и отсутствием необходимой информации. Поэтому сначала необходимо выяснить степень изученности данной проблемы. Для этого производится анализ научной литературы по данной тематике, изучаются результаты других исследований, анализируются статистические данные, характеризующие специфику объекта исследования, официальные документы, регламентирующие деятельность людей в данной области (законодательные акты, постановления и т.п.), а также производится опрос экспертов. Предметная сторона проблемы исследования – это поставленная самой жизнью противоречивая ситуация, затрагивающая интересы тех или иных социальных групп, общностей, организаций и институтов.

В процессе постановки проблемы большое значение имеет: отделение реальных проблем от псевдо реальных, селекция реальных проблем по критерию необходимости их разрешения, отбор проблем по критерию ценности ожидаемого результата, выбор проблем в соответствии с критерием возможностей их разрешения.

Формулируя проблему исследования, надо стремиться к максимально точному отражению и самой проблемной ситуации, и определяющего ее реального противоречия. При этом важно избегать выдвижения проблем слишком широкого плана.

Определение цели и задач исследования. «Цель исследования ориентирует на его конечный результат, теоретико-познавательный и практически-прикладной, задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования». 1 Последовательная формулировка целей и задач исследования основана на методе структуризации, т.е. выявлении их иерархичности, соподчиненности и взаимосвязи. Структуризация целей позволяет анализировать элементы системы в рамках ее структуры, т.к. во многом процесс функционирования системы связан со свойствами ее отдельных элементов. Конечная цель исследования может быть названа основной (глобальной), а промежуточные цели или цели второго порядка часто называют задачами исследования. Цель и задачи взаимосвязаны, и последние вытекают из первой.

В теоретико-прикладных и практически-прикладных исследованиях ставятся разные цели и задачи. При разработке программы теоретико-прикладного исследования главное внимание уделяется изучению научной литературы по данному вопросу, построению гипотетической общей концепции предмета исследования, четкой семантической и эмпирической интерпретации исходных понятий, выделению научной проблемы и логическому анализу рабочих гипотез. В практически-прикладных исследованиях цель чаще всего имеет сугубо практический характер. Они призваны дать информацию для выработки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений, способных повысить эффективность функционирования институциональных структур общества.

Задачи исследования формулируются в соответствии с его целью. Последовательность выдвижения программных задач различается в зависимости от основной цели исследования.

Определение существа познавательной проблемы на основе доступной информации и ее локализация в конкретных социальных объектах, в конкретных процессах, общностях.

Выявление обстоятельств, сопутствующих возникновению проблемы и факторов, детерминирующих изучаемые процессы, – разработка теоретической концепции исследования.

Конструирование методик исследования, их апробирование (пилотаж) и последующий сбор информации на объекте (объектах) изучения.

Детальный анализ полученных данных соответственно концепции исследования и его гипотезам; определение принципиальных путей решения проблемы и возможных практических приложений на конкретных объектах.

В прикладных исследованиях иная последовательность выдвижения задач:

Анализ литературы и консультации со специалистами для выявления типового способа решения практической проблемы на данном объекте.

Сбор фактических данных о ситуации на объекте с использованием уже апробированных или специально создаваемых методик для определения способов применения типового варианта решения проблемы к данному объекту.

Разработка вариантов решения проблемы и их проверка путем обсуждения с экспертами и в конечном итоге – экспериментально.

Анализ итогов социального эксперимента, коррекция предлагаемых нововведений, оценка достигнутого эффекта, план практических действий на перспективу.

Определение цели и задач исследования зависит от многих факторов:

  1. Потребности и возможности заказчика.
  2. Возможности социологов.
  3. Степень разработанности (изученности) проблемы.
  4. Сроки, отведенные на исследование.

Формулировка объекта и предмета исследования. Объект научного исследования – это часть реальности, подвергаемая изучению со стороны исследователя. Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания.

Формулировки объектов теоретико-эмпирических и прикладных исследований существенно отличаются. В теоретико-эмпирических исследованиях объектами могут быть различного вида социальные процессы, или область социальной действительности, или социальные взаимоотношения, порождающие проблемную ситуацию.

В прикладных исследованиях объектами обычно являются конкретные организации, предприятия, учреждения, группы, общности людей. Так, например, проблема прикладного социологического исследования всегда предполагает своего носителя – ту или иную общность людей. Объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы. Объект прикладного исследования необходимо конкретизировать, т.е. локализовать по каким-либо признакам (территория, пол, возраст, социальное положение, уровень дохода и т.д.).

Существуют следующие требования к выбору и формулировке объекта исследования:

  1. Объект должен давать возможность решить сформулированную проблему.
  2. Признаки, по которым локализуется объект, зависят от темы и цели исследования.
  3. Численность объектов также зависит от цели исследования.

Предмет исследования – это наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Он включает в себя те стороны и свойства объекта, которые наиболее полно выражают рассматриваемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению. Обычно предмет содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить в нем закономерность или центральную тенденцию.

Например, предметом прикладного социологического исследования может быть поведение объекта, какая-либо деятельность по отношению к внешней среде или к самому себе, а также элементы сознания: отношение к различным социальным явлениям и процессам, ценности, ценностные ориентации и установки людей и т.д.

Логический анализ основных понятий. Анализ социальных объектов производится посредством логического анализа семантической модели (аналога) реального объекта. Сам предмет выражается через то или иное абстрактное понятие либо сочетание понятий. Именно поэтому социологи прибегают к «косвенному» методу расчленения предмета анализа: такой процедуре подвергается не само явление, а соответствующее ему понятие (точнее, его семантическое содержание). Тем самым происходит «имитированное» разложение социального явления на составляющие его элементы, причем осуществляется оно поэтапно, в несколько «ступеней». Вызвано это тем, что социальные явления обозначаются, как правило, абстрактными понятиями, которые поддаются структурному расчленению на более простые компоненты, то есть на понятия менее высокого уровня абстракции и термины.

Адекватное воспроизведение объекта в мышлении предполагает некоторое преобразование исходных чувственных данных, а идеальное воссоздание объекта (теоретическая модель) выступает как результат познавательной деятельности, определенных логических операций. Движение познания от исходных чувственных данных к идеальному воссозданию объекта в виде системы понятий, от эмпирического уровня знания к теоретическому уровню не означает отход от объекта, а выступает как движение по слоям самого объекта, от поверхностных – к более глубоким.

Чем сложнее вид планируемого исследования, тем более емкой и разветвленной оказывается структура анализа основных понятий. Понятие наиболее абстрактного уровня называется родовым, а полученные путем его расчленения более конкретные понятия – видовыми. Логический анализ основных понятий базируется на методе дедукции. Он включает в себя две довольно сложные методологические процедуры – интерпретацию и операционализацию основных понятий, фигурирующих в определении предмета исследования.

Интерпретация понятий – это истолкование сущности и смысла категорий. В прикладных исследованиях интерпретация понятий выполняет специфическую функцию – она позволяет установить, по каким направлениям анализа должен осуществляться сбор данных, необходимых для количественно-качественного анализа социальных явлений, и оказывает непосредственное воздействие на логику построения всего инструментария сбора первичной информации.

Пытаясь выразить сущность изучаемого предмета, исследователь обращается к понятиям, которые служат ключом к теоретическому осмыслению интересующих его социальных явлений и процессов. Это позволяет описать основные свойства предмета, уточнить направление дальнейшего анализа. Чтобы успешно решить данную задачу, необходимо дать трактовку самим используемым понятиям. Здесь на помощь приходят либо справочники, энциклопедии, толковые словари, учебники, специальная литература, либо логика, научная позиция, а порой и жизненный опыт исследователя. Из-за абстрактности и даже субъективности (скажем, с позиций тех или иных научных школ) определения многих понятий в социологии уместно говорить не о соблюдении естественнонаучной строгости метода, а об интерпретации, то есть процедуре, всегда носящей логико-познавательный характер, независимо от лежащих в ее основе парадигм или теоретических концепций.

Одна из причин недостаточно строгой научной интерпретации того или иного понятия – широко распространенное, прижившееся в массовом сознании обыденное представление, раскрывающее его содержание не полностью. И если исследователь изберет его единственным ориентиром, то неминуемо столкнется с немалыми трудностями.

Есть и другая причина, затрудняющая процесс интерпретации, – различный уровень абстракции понятий. «Если, скажем, понятие «политическая информированность» может быть интерпретировано без особых трудностей (например, как «степень осведомленности по вопросам общественно-политической жизни внутри страны и за рубежом»), то намного сложнее дать трактовку таким более объемным понятиям, как «социальная активность», «этноцентризм», «девиация», «образ жизни», «уровень культуры» и др., имеющим порой десятки отличающихся друг от друга определений».

В таком случае интерпретация понятий может носить довольно общий описательный характер. Однако необходимо учитывать, что интерпретация основных понятий есть опосредованное выявление интересующих исследователя сторон и свойств предмета изучения. Поэтому она должна быть максимально полной и точной. Ошибочная, не адекватная объективной реальности интерпретация может нарушить логику всего исследования, увести в сторону от его истинной цели. Более того, допущенная здесь ошибка скажется в дальнейшем на инструментарии сбора первичной информации.

Операционализация понятий – определение понятия через указания правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков. Другими словами, это процедура разложения его теоретического содержания на эмпирические эквиваленты, доступные для фиксации и измерения. Операционализация понятий позволяет уточнить, детализировать смысл основных понятий. Детализация заключается в расчленении ранее выделенных составляющих основного понятия на элементы. Получаемые при этом менее абстрактные понятия или термины принято называть операциональными. Кроме того, операционализация понятий – это «специфическая научная процедура установления связи концептуального аппарата исследования с его методическим инструментарием. Включает в себя операции, которые используются при построении того или иного инструмента исследования: анкеты, индекса, шкалы и т.д.».

В зависимости от выбранной стратегии исследования (разведывательная, описательная и аналитическая) характер и глубина операционализации будет различной. В разведывательных исследованиях глубокой и всесторонней операционализации не требуется. В описательных исследованиях осуществляется структурная операционализация. В аналитических исследованиях – структурная и факторная. В литературе по прикладным исследованиям можно найти достаточно подробные примеры интерпретации и операционализации понятий.

Последовательность действий при уточнении основных понятий, интерпретации их смысла в наблюдаемых показателях заключается в следующем:

  1. Анализ соответствующей литературы по предмету, уточнение смысла понятий в рамках данного теоретического подхода (или множественности смыслов в разных парадигмах, из которых мы избираем одну либо формулируем свое «рабочее определение»). Это предполагает возможность избежать ошибки смешения общеупотребительного смысла понятия с его научным, социологическим значением.
  2. Поиск конкретных проявлений данного теоретического конструкта в социальной реальности.
  3. Выстраивание упорядоченной системы характеристик, свойств интерпретируемого явления или объекта.
  4. Осуществление выбора прямых показателей каждой из выделенных характеристик, т.е. переход к операциональным уточнениям: какими конкретными методами и техническими приемами следует (можно) фиксировать выделенные свойства (например, удовлетворенность работой и отдельными ее составляющими).
  5. Построение так называемых индексов или составных показателей, формируемых путем определенной комбинации частных показателей, которые были выделены в предыдущей операции.

Формулировка гипотез исследования. После детального анализа понятий можно сформулировать некоторые предположения о возможных результатах социологического исследования, т.е. гипотезы. Они являются формами предположения или допущения, в которых содержащееся знание носит вероятностный характер, но пригодный для рассуждения о непонятном, неясном, ставшем предметом исследования. Гипотеза – предварительный «проект» решения поставленной проблемы, истинность которого предстоит проверить. Она может быть эффективным средством поиска путей решений проблемы, подходов к ее пониманию.

Любое прикладное исследование строится на предварительных предположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы, то есть на гипотезах. В ходе исследования гипотезы требуется подтвердить или опровергнуть. Они помогают четко выделить объект исследования и правильно выбрать методы сбора первичной информации. Однако важно, чтобы гипотезы не сковывали мысль исследователя, не предопределяли заранее направленность результатов его работы. Формулировки гипотез должны быть четкими, не двусмысленными. Логическая конструкция гипотезы представляет собой условно-категорическое умозаключение «Если…, то…». Первая посылка выдвигает условие, а вторая утверждает следствие из данного условия.

Сформулируем некоторые общие требования, которым должна удовлетворять удачная гипотеза, подлежащая прямой эмпирической проверке:

Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она не проверяема.

Она не должна противоречить ранее установленным научным фактам.

Из предыдущего правила вытекает требование простоты гипотезы.

Хорошая гипотеза приложима к более широкому кругу явлений, нежели та область, которая непосредственно наблюдается в исследовании.

Гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследования.

В формулировке рабочей гипотезы следует указать и способ ее проверки в данном исследовании.

Выбор стратегии исследования. В зависимости от основной цели исследования выделяют пять основных вариантов стратегии исследовательского поиска, которым соответствуют определенные виды стратегических планов:

  1. Разведывательный – выявление проблем, формулировка гипотез на основе структурирования предмета исследования.
  2. Описательный – качественно-количественное описание объекта, его свойств, состояний.
  3. Экспериментальный – поиск управленческих решений на основе констатирующего или активного преобразующего эксперимента.
  4. Прогнозный – выявление функциональных и причинных взаимосвязей.
  5. Повторно-сравнительный – выявление общности и специфики социальных явлений в сравниваемых объектах и тенденций социальных изменений во времени.

В зависимости от характера исследуемых объектов и используемых методов выделяют количественную и качественную стратегию. Они могут использоваться как самостоятельные или дополнять друг друга.

Характеристика методов сбора, обработки и анализа данных. В методическую часть программы включается также характеристика используемых методов и приемов сбора первичной информации и логическая структура методического инструментария, из которой видно, на выявление каких характеристик предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов. Сам инструментарий прилагается к программе в качестве самостоятельного документа.

В группу методов сбора информации входят: социологический опрос, социологическое наблюдение, анализ содержания документов (документальный метод) и социологический эксперимент. Методы сбора информации обладают разными познавательными возможностями, преимуществами и недостатками.

Во-первых, ни один из методов сбора данных не является универсальным по отношению к предмету социологического исследования. Именно специфика отражения объективной реальности в источниках информации требует от социолога комплексного применения различных методов для освоения максимально разнообразных источников информации и в конечном счете для наиболее полного постижения сущностных свойств изучаемого предмета. В то же время при проведении «монометодического» исследования социолог должен соблюдать границы интерпретации получаемых данных, не превышая познавательных возможностей использованного метода и источника информации с присущими ему особенностями отражения объективной реальности.

С подобной ошибкой мы сталкиваемся в социологических отчетах, выводах и рекомендациях, когда речь идет об интерпретации данных опросов, характеризующих отражение изучаемой реальности в сознании опрашиваемых, в качестве однозначного соответствия самой этой реальности. Особенно обостряется эта проблема в социологических исследованиях, направленных на изучение социально неодобряемых видов деятельности или сложных социальных феноменов, связанных с обыденным сознанием сложными опосредованными механизмами отражения.

Во-вторых, специфика отражения изучаемой реальности в источниках информации порождает в рамках каждого из основных методов множество его технических разновидностей. При этом каждая техническая разновидность метода не безразлична к его познавательным возможностям, имеет свои плюсы и минусы, влияющие на качество получаемой информации, на экономико-организационные затраты при проведении исследования.

Наряду с методами сбора информации в программе уместно обозначить и логические схемы обработки собранной информации с тем, чтобы показать предполагаемый диапазон и глубину анализа социологических данных. Методы обработки и анализа также зависят от стратегии исследования. Подробнее о методах количественного и качественного исследования пойдет речь в следующих главах.

Заключительный раздел программы исследования (организационный или процедурный) включает рабочий план исследования, с помощью которого планируется распределение временных, трудовых и финансовых ресурсов исследования, а также вспомогательные документы, к которым относятся расчеты различных нормативов и инструкции. Более подробно вопросы организации исследования будут рассмотрены в четвертой главе.

3. Организация социологических и прикладных исследований

Социологическое исследование, как и любая деятельность, должно быть тщательно организовано. От этого зависит качество результатов исследования. Организационную функцию выполняют руководители исследовательского коллектива. Организация исследования – это деятельность руководителей исследовательского коллектива по разработке регламентов, нормативов и инструкций, распределению функций, ресурсов и кадров по видам работ.

Особое значение в исследованиях, с точки зрения их организации, имеет вопрос обеспеченности ресурсами. «Ресурсы – это комплекс средств, обеспечивающих успешное проведение исследований. Это, прежде всего, материальные ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, информационные ресурсы, технические средства, необходимые для обработки результатов, а также правовые документы, характеризующие объект исследования».

Достижение целей программы научного исследования невозможно без ресурсного обеспечения. К сфере материальных ресурсов следует отнести оборудование, технические средства и сметную стоимость, компоненты, обеспечивающие загрузку оборудования, а также технологическое и программное обеспечение. Финансовые ресурсы обеспечивают процесс развертывания научно-исследовательской деятельности необходимыми для ее выполнения денежными средствами на основе сформированного бюджета. В состав трудовых ресурсов входят члены рабочей группы, участвующей в работе над проектом и характеризующейся квалификационными и профессиональными характеристиками.

Если говорить об источниках финансирования исследований, то они различаются в зависимости от вида исследования. В теоретико-прикладных исследованиях социальный заказ часто имеет место как некая общественная потребность, требующая ее изучения и удовлетворения. В прикладном же исследовании имеется конкретный заказчик, управленческий орган, непосредственно заинтересованный в помощи исследователей. Поэтому расходы на теоретико-прикладные исследования покрываются за счет научно-исследовательских проектов, финансирующийся из бюджета, или за счет грантов. А финансирование прикладных исследований осуществляется конкретным заказчиком. Некоторые принципы расчета стоимости, например, прикладного социологического исследования изложены в литературе. 1

Особая роль в настоящее время отводится информационным ресурсам, которые позволяют оптимизировать процесс научно-исследовательской деятельности. Владение информацией, аккумулируемой в ходе исследований, повышает конкурентоспособность выполняемой работы, гибкость в использовании методологических средств, оперативность в достижении результатов.

Научную информацию можно разделить на первичную и вторичную.

«Первичная информация охватывает публикуемую литературу (официальные издания, массово-политические и научно-популярные издания; научные издания; материалы научных конференций, симпозиумов, семинаров; монографии; сборники; бюллетени; «ученые записки», «известия и труды» организаций; специальные виды официальных изданий (нормативные, плановые, статистические, производственные и т.п.) и непубликуемые источники (диссертации; депонированные рукописи; отчетная научно-техническая документация; репринты; переводы; архивные документы; первичные данные предприятий, учреждений, организаций; документации общественных организаций).

Вторичная информация – результат аналитико-синтетической и логической переработки первичной публикуемой и непубликуемой информации. Это информационные издания (реферативные журналы, реферативные и аналитические обзоры и др.), справочная литература (энциклопедии, словари, справочники), каталоги и картотеки, библиографические издания.

Основным источником информации о новой литературе по общественным наукам является система бюллетеней и реферативных журналов Института научной информации по общественным наукам – ИНИОН. Этот институт собирает текущую и реферативную информацию об отечественной и зарубежной литературе. Среди его библиографических изданий есть указатели «Новая литература по общественным наукам», «Новая иностранная литература по общественным наукам», а также реферативные журналы «Общественные науки», «Общественные науки за рубежом».

Кроме научной информации для проведения исследования необходима и иная информация. Среди источников, которыми пользуются ученые при проведении исследований социально-экономических и политических процессов, в первую очередь выделяются различные документы: нормативно-правовые акты, устав организации, положения о функциях и обязанностях подразделений, должностные инструкции, планы работы, целевые программы, отчеты о деятельности и др. Кроме того, носителями информации могут быть люди (руководители и рядовые работники предприятий, организаций, а также население).

Однако ни один из указанных источников в отдельности не может обеспечить необходимой полноты и достоверности сведений об исследуемом процессе. Документы сравнительно быстро устаревают и не всегда отражают действительное состояние дел, люди могут непреднамеренно (или умышленно) исказить информацию. Поэтому на всех стадиях исследования обязательна интеграция методов получения информации о работе системы, их проверка, сопоставление сведений, полученных из разных источников.

В целях организации исследования руководители исследовательского коллектива разрабатывают пакет документов и осуществляют управленческие функции.

Далее остановимся более подробно на некоторых аспектах организации исследования. Как уже упоминалось в первой главе, организация исследования начинается на первом (подготовительном) этапе исследования и осуществляется на протяжении всего исследования. К документам организующего характера относятся: договор вместе с приложениями к нему (например, сметой), программа исследования, рабочий план, вспомогательные документы (расчеты нормативов и инструкции).

Программа исследования также является одним из документов, которые предназначены для организации исследования. В структуру программы исследования входит организационный раздел, который включает рабочий план исследования и вспомогательные документы.

Рабочий план исследования. Этот документ содержит основные процедурные мероприятия. Умело разработанный план исследования позволяет заранее предусмотреть и наиболее точно определить объем интеллектуальных, финансовых затрат, помогает избежать суеты, задает ритмичность на всех этапах, словом – во многом обеспечивает его качественное проведение.

Структурными компонентами рабочего плана являются этапы исследования и различные по видам и форме научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции. Все они могут быть сгруппированы в плане в четыре блока. На примере прикладного социологического исследования рассмотрим структуру рабочего плана.

Первый блок – включает порядок обсуждения и утверждения программы и методического инструментария исследования; формирование и подготовку группы сбора первичной информации (например, интервьюеров, кодировщиков текста, модераторов «фокус-групп»); проведение пробного исследования; внесение корректив по его итогам в программу и инструментарий сбора первичной информации; размножение инструментария (анкеты, бланка интервью, бланка формализованного наблюдения и т.д.) для полевого исследования; составление сметы и расчет материальных и финансовых затрат на исследование.

Второй блок фиксирует все организационные и методические виды работ, обеспечивающие четкое проведение полевого исследования, то есть массовый или групповой сбор первичной социологической информации. Здесь предусматриваются выбор соответствующего места и времени для опроса, предварительное информирование опрашиваемых о целях, задачах и практических «выходах» исследования, централизованный сбор заполненных анкет, бланков-интервью или других видов инструментария.

Третий блок охватывает совокупность операций, связанных с подготовкой первичной информации к обработке и собственно обработкой ее на ЭВМ. На этом этапе исследовательская группа взаимодействует с работниками вычислительного центра. Под контролем последних формируется массив информации, предназначенный для ввода в ЭВМ. Предварительно осуществляется проверка качества заполнения бланков интервью, анкет и т.д., кодировка (в случае необходимости) открытых и полуоткрытых вопросов, ввод первичной информации в компьютер. После ее обработки на ЭВМ исследовательская группа получает табуляграммы либо иные виды распечаток социологических данных.

Четвертый блок включает все виды работ, связанные с анализом результатов обработки информации, подготовкой текстов предварительного и итогового отчетов, аналитической записки либо тематического сборника социальной статистики, выработкой практических рекомендаций, возможных прогнозов.

Вспомогательные документы и нормативы исследования. В ходе планирования прикладного исследования, кроме разработки программы и рабочего плана, готовятся также вспомогательные документы, делаются предварительные расчеты временных, организационно-технических, материальных и финансовых затрат в соответствии с имеющимися нормативами. Все это упорядочивает проведение исследования, помогает предотвратить возможные накладки, способствуя тем самым качественному сбору первичной информации и ее своевременной подготовке к обработке и анализу.

Приведем пример расчета количества анкетеров или интервьюеров для сбора информации. Численность сборщиков информации зависит от метода и формы сбора первичной информации, типа выборки, времени, необходимого на заполнение одного первичного документа. Для расчета числа анкетеров необходимы такие показатели как объем выборки, количество дней, отведенных на сбор данных, и норматив (количество анкет на одного анкетера за один рабочий день. Этот норматив устанавливается, исходя из особенностей конкретного исследования, объема используемой методики (количество вопросов в анкете), типа выборки, доступности респондентов и др. От этого зависит количество времени, которое анкетер или интервьюер тратит на опрос одного респондента. Это время определяется в ходе пилотажного исследования. В результате определяется норма опроса респондентов в день. Например, при опросе общественного мнения методом индивидуальном интервью эта норма может составлять не более 5–7 респондентов на одного интервьюера в день или 20–25 респондентов на одного анкетера. Однако если речь идет об особых объектах, например, экспертах, то норма может быть понижена, а если используется гнездовая выборка (например, при анкетном опросе школьников или студентов), то норма может быть повышена.

Аналогично рассчитывается количество анкетеров, только норма опроса будет больше, соответственно, при том же объеме выборки и количестве дней, анкетеров потребуется меньше.

Еще один вид вспомогательных документов представлен инструкциями. Например, разрабатывается инструкция супервайзеру (организатору полевых работ на местах), на основе которой он проводит инструктаж анкетеров, интервьюеров и других сборщиков информации.

Инструкция содержит краткую формулировку цели, задач исследования и основных процедур, которые интервьюер должен выполнить. В частности, указываются место и сроки проведения опроса, круг лиц, с которыми интервьюеру предстоит войти в контакт для сбора первичной информации, характер опроса (анонимный, по списку, экспертный и т.д.), форма и содержание вступительной беседы, в ходе которой интервьюер (анкетер) объясняет респонденту цели исследования, а также требования к техническому оснащению процедур опроса.

Особое внимание уделяется изложению порядка работы интервьюера (анкетера) во время опроса, а также тех процедур, которые он должен осуществить после сбора заполненных анкет (внесение в анкету дополнительных кодов, фиксация места, обстоятельств и времени опроса и др.).

Если в исследовании используется выборочный метод, то для сборщиков информации разрабатываются индивидуальные задания на выборку, в которых указывается количество и принцип отбора единиц. Например, в прикладных социологических исследованиях могут использоваться разные виды выборки. «Если применяется вероятностная (случайная) выборка, в карточке указываются маршрут и принципы отбора респондентов, их совокупная численность, подлежащая отбору. При квотной выборке указывается количественный и качественный демографический либо территориальный состав респондентов, а в случае надобности приводится по фамильный список опрашиваемых (например, при опросе экспертов). В тех ситуациях, когда согласно используемой модели выборки интервьюер сам должен отобрать респондентов, ему вручается карточка с указанием количества людей, подлежащих опросу по соответствующим параметрам».

При проведении поквартирного опроса маршрутным методом интервьюеру или анкетеру выдается маршрутных лист, в котором он должен записать номер анкеты, адрес, имя и телефон респондента.

Могут быть подготовлены инструкции, объясняющие содержание и порядок осуществления других процедур (например, выбраковки первичных документов, кодировки и т.д.). Вообще же количество вспомогательных документов и их объем зависят от вида исследования, научной квалификации, методического и организационного опыта тех, кто его проводит.

В целях организации прикладного исследования производятся необходимые для его осуществления расчеты научных, организационно-технических, материальных, финансовых и временных ресурсов. Общие материальные и финансовые расходы на исследование подсчитываются в виде суммы затрат основного и оборотного капитала: фонда заработной платы, включая удерживаемые с него налоги, командировочных и накладных расходов (набор и компьютерное макетирование инструментария, его тиражирование, факсы и телефонные переговоры, диспетчерские и почтовые отправления, компьютерный набор текста отчета по итогам исследования и др.), затраты материальных и энергетических ресурсов; амортизационные отчисления, ожидаемая прибыль. В целом подсчет финансовых затрат на исследование не отличается от обще бухгалтерских калькуляций.

При расчете стоимости исследования оплачивается не время, затрачиваемое на выполнение работ, а конечный результат. В настоящее время единых расценок на проведение прикладных социологических исследований не существует, преимущественно используются договорные расценки. Однако существуют определенные нормативы, которые позволяют рассчитать стоимость исследования. Отталкиваясь от нормативов, вводя необходимые уточнения, поправки, можно более обоснованно и точно исчислить стоимость исследовательских работ.

Численность исследовательского коллектива определяется объемом и сроками работ. Однако в структуре любого коллектива выделяется три группы работников: руководители, специалисты и вспомогательный персонал. «Первые – организуют исследовательский процесс, решают административные вопросы. Вторые – программируют исследование, создают необходимый методический инструментарий, обосновывают логику анализа эмпирической информации, изучают её, готовят отчет. Третьи – выполняют вспомогательную работу, зачастую очень высокой квалификации. Это специалисты по вычислительной технике и математической обработке массивов анкет, бланков интервью и т.д., сборщики первичных данных (интервьюеры, анкетеры), кодировщики информации, макетировщики (оформляющие методический инструментарий и отчеты), операторы ЭВМ и др.».

Соответственно выполняемым видам работ и осуществляется оплата труда этих категорий. Оплата труда вспомогательного персонала обычно зависит от объема собранной или обработанной информации и тех расценок, которые устанавливаются на различные виды работ. Оплата труда специалистов зависит от типа исследования (простое повторное, промежуточное, сложное), количества разрабатываемого методического инструментария, вида отчета (описательный отчет, аналитическая справка, аналитический отчет). «Научное руководство должно оплачиваться пропорционально творческим усилиям, затрачиваемым на осуществление прикладного исследования, а не на повременному принципу. Стоимостным эквивалентом затрат выступает суммарная величина оплаты труда специалистов, готовящих программу и методику, создающих выборку и план математической обработки данных, составляющих отчетную документацию. Научному руководителю выплачивают за это 20–25% общей зарплаты, получаемой специалистами. Естественно, его участие в непосредственной разработке программы, методик, написания отчета оплачивается отдельно, на основе учета долевого вклада.

Администратор проекта выполняет организационные и управленческие функции, обеспечивает создание необходимых условий для нормальной деятельности коллектива, решает материально-технические и финансовые вопросы. Оплата его труда, в отличие от научного руководителя, в основном определяется сложностью организационных этапов прикладного исследования. Поэтому она должна быть повременной, должна зависеть от численности научного коллектива, объема организационных работ».

Наряду с общими затратами на конкретные виды работ в смету стоимости исследования обязательно включается величина государственных налогов. Например, минимальная стоимость массового опроса 300 человек по репрезентативной выборке в одном городе стоит около 80000 рублей. А фокус группа от 10800 рублей.

Заключение

Методология и методы социологических исследований, рассмотренные в данном учебном пособии, свидетельствуют о большом разнообразии способов, которые могут применяться для изучения сложных явлений и процессов социального характера. Для того чтобы свободно ориентироваться в этом многообразии и в случае необходимости сделать оптимальный выбор, нужно знать особенности, возможности и недостатки методов исследования. Как раз на это и направлено изучение курса «Методы социологических и прикладных исследований».

Если говорить о тенденциях развития данной учебной дисциплины, то необходимо отметить, что на сегодняшний день усиливается интеграция социальных наук с точки зрения исследуемых социальных явлений и обмена методами в целях получения наиболее глубокого и достоверного знания о сущности социальных явлений и процессов. Поэтому наблюдается усиление междисциплинарных связей, которые нашли определенное воплощение в данном курсе.

Сложность изучаемых социальных явлений и процессов порождает ряд труднорешаемых проблем в рамках методологии социологических исследований. Назовем некоторые из них.

  1. Продолжается научная дискуссия о сосуществовании количественной и качественной стратегии исследования, о возможностях и ограничении использования качественных методов.
  2. Достаточно остро стоит проблема профессиональной этики социолога, связанная с конфиденциальностью информации, которая может быть получена исследователями, а также ангажированностью некоторых исследований.
  3. Следующая проблема – взаимодействие науки и практики – порождена как объективными, так и субъективными факторами: высокая стоимость серьезных профессионально выполненных исследований, широкое распространение услуг, выполняющихся на низком профессиональном уровне, а также недостаточный уровень исследовательской культуры самих потенциальных заказчиков прикладных исследований, которые не верят в возможности науки и считают ее оторванной от практики.
  4. Нерешенной остается проблема ограниченных возможностей социологического знания в прогнозировании тенденций социальных процессов.
  5. Слабое практическое применение получило пока направление исследований, связанное с оценкой эффективности решения социальных проблем и управленческих решений в целом. Не разработаны критерии оценки тех или иных решений.
  6. К сожалению, большинство исследователей ограничиваются чисто описательными или объяснительными целями, не выходя на уровень разработки и внедрения социальных технологий, ученые редко принимают участие в разработке социально значимых проектов и программ.
  7. Наконец, очень важной проблемой является качество информации, получаемой в социологическом исследовании. С одной стороны, на него влияет достаточно большая сложность исследуемых явлений и процессов, их динамизм, с другой – оно зависит от состояния научного знания, возможностей методов исследования, а также профессионализма исследователей.

Обзор данных источников доказывает, что у социологических исследований есть будущее, которое связано с большей востребованностью прикладных исследований в практике управления. Этот процесс может идти в двух направлениях. В структуре крупных предприятий и организаций могут создаваться специализированные научно-исследовательские подразделения, проектные группы, занимающиеся прикладными исследованиями систем управления, стратегического планирования, решения социальных проблем, исследованиями мотивации, социально-психологического климата и др. Либо руководители могут обращаться к уже существующим исследовательским центрам, кафедрам и лабораториям при вузах, временным творческим коллективам, в которых работают специалисты в области проведения социологических исследований.

Такого рода сотрудничество может быть взаимовыгодным. С одной стороны, оно будет способствовать обеспечению эффективной работы системы управления, совершенствованию управления в соответствии с тенденциями социального, экономического и политического развития. С другой стороны, социологические науки могут стать причастными к реальным социальным изменениям, происходящим в обществе, к механизму функционирования различных государственных, общественных и хозяйственных структур, к принятию решений общегосударственного или местного уровня.

Список используемой литературы

  1. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учебное пособие. Мн., 2000. 496 с.
  2. Боришполец К.П. Методы политических исследований: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2005. 221 с.
  3. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1999. 480 с.
  4. Зерчанинова Т.Е. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учеб. пособие. Екатеринбург: УрАГС, 2005. 304 с.
  5. Ионин Л.Г. Философия и методология эмпирической социологии: Учебное пособие. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. 367 с.

Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: Учебное пособие для высших учебных заведений. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Логос, 2001. 296 с.

 

Поделиться с друзьями:

Для нас это лучшая благодарность!

Закрыть